05.03.2010

Алиса и немного грустно

Наконец, мир узрел очередное долгожданное творение гения Тима Бёртона. Как всегда, мистер Бёртон много курил, глотал неизвестные фармакологии таблетки и ел все, что находил на обеденном столе. Все это, смешавшись в его крови, выдало очередную сюрреалистическую фантазию, которую он решил почему-то назвать «Алиса в Стране Чудес». Для меня как для верной поклонницы сказок Льюиса Кэрролла эта «Алиса» выглядела слегка… как бы это сказать… Изнасилованной – не самое подходящее слово, но это первое, что приходит на ум. 

Мир Кэролла идеален, его Страна Чудес – это истинное совершенство. А любые попытки что-то прибавить к совершенству или же, наоборот, что-то исключить, разрушают совершенство, ибо оно вещь весьма хрупкая. «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла — произведение настолько цельное и гармоничное, с абсолютно гениальными диалогами и поворотами сюжета, что пытаться перемыслить, перефантазировать, перекроить его на дамские шляпки просто невозможно. Своей простотой формы и витиеватостью содержания оно, кажется, уже полностью подготовлено автором к экранизации. Но Бёртон много курит. Бёртон определенно очень много курит. И трава, которую поставляют ему — видимо, из самого Китая — никого больше так не торкает. 

Первая мысль во время просмотра: я что, невнимательно читала Кэрролла? Вторая мысль: где-то я это уже видела. И в самом деле, являясь любительницей Кэрролла и его «Алисы», я видела огромное количество иллюстраций к этому произведению. И с высоты всего увиденного могу сказать об этой картине только одно: все образы до боли знакомы и даже несколько тривиальны. Всех их, именно такими, уже придумали до Бёртона. Кроме, пожалуй, кота (он хорош, действительно, хорош) и карточных солдат королевы червей (хотя, они больше походят на вареных раков). Еще один диссонанс – это, безусловно, цветовая гамма: такая яркая на постерах и в трейлере, и такая дымчато-серая в самом фильме. Картине как будто не хватает блеска. Грим выглядит не совсем свежим, краски — немного блеклыми. Как будто это полотно долгое время висело на солнце и выгорело под натиском его лучей.    

Уже минут через сорок просмотра страшно захотелось выйти из зала. И даже не потому, что сюжет фильма был весьма далек от той самой, кэрролловской, Алисы. Нет, просто больно было смотреть на это групповое, почти массовое, насилие над книгой, которой восхищаются миллионы. Такое впечатление, что каждый, кто принимал участие в создании этой фантазии, посчитал за честь совершить зверский половой акт с произведением Кэрролла. Может, поэтому и Алиса получилось слегка потасканной. 

Чувства после просмотра бёртоновской «Алисы» смешанные. Как сюрреалистическая история о девочке, которая, объевшись галлюциногенных грибов, пересмотрела всех «Властелинов Колец», «Хроники Нарнии» и легенды про Эскалибур, а потом провалилась в летаргический сон, фильм вполне даже ничего. Но вот к той самой, волшебной, такой непостижимой и удивительной кэрролловской «Алисе» эта фантасмагория, вдохновленная определенно опытами Олдоса Хаксли, не имеет никакого отношения. В какой-то степени картина достойна тех слов восхищения и писков восторга, которые сыплются на нее со всех сторон. Бесспорно, мир, созданный Бёртоном, яркий и необычный. Но в то же время, восхищаться этим фильмом может только человек, либо никогда не читавший Кэрролла, либо никогда не вникавший в прекрасные метафоры его Страны Чудес.  

P.S. для меня «Алиса» Тима Бёртона – самое большое разочарование за последнее время. И не потому, что плохо или не по вкусу. Просто это совершенно не та «Алиса».

Комментариев нет:

Отправить комментарий